В традиционном казахском обществе, которое было номадическим и скотоводческим, статус и социальное положение человека часто определялись количеством скота, которым он владел. Люди, не имевшие скота и вынужденные заниматься земледелием, назывались "жатыры" (жатаки). Эти люди стояли на низшей ступени социальной иерархии.
Термин "жатаки" имеет несколько значений. Во-первых, он обозначает людей, которые не имели возможности вести кочевой образ жизни и были вынуждены поселиться на одном месте для занятия земледелием. В условиях степного климата и кочевого хозяйства земледелие считалось менее престижным и менее эффективным способом ведения хозяйства, чем скотоводство. Во-вторых, слово "жатаки" может переводиться как "лежащие" или "оседлые", что также подчеркивает их оседлый образ жизни в отличие от кочевых казахов.
Жатаки часто занимались возделыванием зерновых культур, таких как пшеница, ячмень и просо, а также овощей и фруктов в более благоприятных для этого регионах. В некоторых случаях они могли арендовать землю у более богатых соплеменников или даже у русских переселенцев.
Социальное положение жатаков было неоднозначным. С одной стороны, их считали бедными и менее престижными по сравнению с кочевыми скотоводами. С другой стороны, некоторые из них могли достигать относительного благополучия благодаря успешному земледелию и торговле продуктами своего труда.
Таким образом, термин "жатаки" отражает специфическую социальную категорию в традиционном казахском обществе, характеризующуюся отсутствием скота и занятиями земледелием.