Император Цинь Шихуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая (правил с 221 по 210 годы до н. э.), применял смертную казнь в своей государственной практике. Его подход к управлению государством и правосудию был в значительной степени противоположен учениям Конфуция, который проповедовал гуманность, моральное воспитание и добродетельное правление.
Цинь Шихуан был известен своей жесткостью и авторитарностью. Он придерживался философии легизма, которая акцентировала внимание на строгих законах и суровых наказаниях как средствах поддержания порядка и контроля в обществе. Это было особенно важно для Цинь Шихуана, поскольку он стремился объединить разрозненные китайские государства и установить стабильность в новом имперском устройстве.
Одним из самых известных примеров жестокого правления Цинь Шихуана является его борьба с инакомыслием и сопротивлением. В 213 году до н. э. он приказал сжечь книги, которые не соответствовали официальной идеологии, и казнить конфуцианских учёных, которых он считал опасными для своей власти. Это событие вошло в историю как "сожжение книг и погребение учёных". Около 460 конфуцианских учёных были похоронены заживо или казнены другими способами.
Кроме того, Цинь Шихуан применял смертную казнь и другие суровые наказания для подавления мятежей и сопротивления своей власти. Например, он сурово наказывал тех, кто не подчинялся государственной политике или проявлял нелояльность. Такие преступления включали измену, заговоры и сопротивление его реформам и строительным проектам, таким как Великая китайская стена.
Таким образом, в отличие от Конфуция, который считал бесчеловечным казнить кого-либо, Цинь Шихуан активно применял смертную казнь и другие жестокие меры для поддержания своей власти и порядка в государстве. Его правление оставило значимый, но спорный след в истории Китая, сочетая как достижения в области государственного управления и инфраструктуры, так и репутацию жестокого и деспотичного правителя.