Высказывание о женщинах саков, которые сильны и принимают участие в войнах, помогая своим мужьям, относится к описаниям, оставленным древнегреческими авторами о народах Скифии и Центральной Азии. Конкретно это мнение можно связать с Геродотом, древнегреческим историком, жившим в V веке до н.э., которого часто называют "отцом истории". В своем труде "История" (написанном около 430-х годов до н.э.) он подробно описывает различные народы, включая саков (один из скифских племен).
Геродот в своих рассказах уделяет большое внимание образу жизни, обычаям и военным традициям скифов и родственных им народов, таких как саки. Он описывает женщин, которые нередко играют активную роль в военных действиях. Возможно, именно из его трудов и происходит идея о том, что женщины саков вступали в битвы наряду с мужчинами. Важно отметить, что саки — это обобщенное название ираноязычных кочевых племен, населявших земли от Прикаспия до Центральной Азии.
Также Геродот упоминает о женщинах-воительницах, подчеркивая их силу и независимость. Например, он связывает женщин-воительниц с легендами об амазонках, которые, по его мнению, могли быть связаны с кочевыми народами, жившими в степях на территории современного Казахстана и южной Сибири.
Кроме Геродота, идеи о воинственных женщинах встречаются и у других античных авторов. Например, Страбон (I век до н. э. — I век н. э.) и Ктесий (древнегреческий историк V века до н. э.) также упоминали о женщинах воинах, которые жили в Средней Азии. Эти упоминания подтверждают, что в культурах кочевых народов, таких как саки, женщины действительно могли принимать участие в битвах, защищая свои земли и семьи.
Таким образом, высказывание о женщинах саков, которые помогают своим мужьям в войнах и вступают вместе с ними в битвы, наиболее вероятно связано с трудами Геродота, а также с общей традицией античных авторов описывать кочевые народы, подчеркивая их военную мощь и необычные (с точки зрения греков) обычаи, включая воинственность женщин.