Отправляясь из Новгорода в Любек в средневековый период, купец мог выбрать между двумя основными маршрутами: по суше и по морю. Давайте рассмотрим оба варианта.
1. Путь по суше
Маршрут:
- Новгород – Псков: Купец отправляется на запад через Псков. Это один из крупных торговых городов, имеющий важное стратегическое значение.
- Псков – Рига: Далее путь лежит через земли современных Латвии и Эстонии, через Ригу, которая в то время также была значительным торговым центром.
- Рига – Кёнигсберг (Калининград): От Риги путь продолжается в юго-западном направлении до Кёнигсберга, который также был важным торговым узлом.
- Кёнигсберг – Любек: Последний участок пути пролегает через земли современной Польши и Германии до Любека, одного из ключевых городов Ганзейского союза.
Длительность:
- Расстояние по суше составляет примерно 1300–1500 км.
- Средняя скорость передвижения в то время составляла около 30-40 км в день на лошадях с товаром.
- Таким образом, путь мог занять около 35-50 дней в зависимости от погодных условий и состояния дорог.
2. Путь по морю
Маршрут:
- Новгород – Санкт-Петербург (Невская губа): Купец сначала должен добраться до побережья Балтийского моря, что влечет за собой поездку через Невскую губу (район современного Санкт-Петербурга).
- Санкт-Петербург – Рига: Оттуда он может отправиться в Ригу, которая на тот момент уже была морским торговым портом.
- Рига – Копенгаген: Далее по морю через Балтийское море до Копенгагена.
- Копенгаген – Любек: Из Копенгагена купец отправляется в Любек.
Длительность:
- Морское расстояние составляет примерно 1200–1300 км.
- Средняя скорость средневекового торгового судна составляла 5-10 узлов (9-18 км/ч).
- В пути купец мог провести около 7-15 дней, в зависимости от погоды и остановок в портах.
Вывод
- Легкость пути: Морской путь, хотя и требовал определенных навыков навигации и был зависим от погодных условий, был быстрее и, вероятно, более экономичен для перевозки больших объемов товаров.
- Сухопутный маршрут: Более безопасен с точки зрения пиратских нападений, но более медленный и требующий больше ресурсов для поддержания каравана.
Таким образом, с точки зрения времени и экономичности, морской путь был предпочтительнее. Однако выбор маршрута зависел от конкретных обстоятельств и предпочтений купца.