Эпоха Просвещения, которая охватывает примерно период с конца XVII до конца XVIII века, действительно знаменуется увеличением роли разума и рационального мышления в жизни общества. Философы и мыслители того времени, такие как Вольтер, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и Иммануил Кант, активно продвигали идеи, что разум и наука могут привести человечество к прогрессу, свободе и улучшению общества.
Тем не менее, утверждение, что в эпоху Просвещения человек строил жизнь исключительно по законам разума, который торжествует над чувствами, было бы чрезмерным упрощением и искажениям исторической действительности. Вот несколько причин, почему это так:
Индивидуальные различия: Люди всегда были разнообразны в своих подходах к жизни. Несмотря на усиление роли разума, далеко не все люди следовали исключительно рациональному пути в своих действиях и решениях. Эмоции, традиции и субъективные предпочтения продолжали играть значительную роль.
Философия и литература: Даже среди мыслителей Просвещения существовали разные подходы к роли разума и чувств. Например, Руссо подчеркивал важность чувств и эмоций в человеческой жизни и критиковал чрезмерное увлечение рационализмом. Его работы, такие как "Эмиль, или О воспитании", отражают убеждение, что воспитание должно учитывать не только разум, но и эмоциональное развитие.
Социальные и культурные практики: В повседневной жизни людей чувства и эмоции продолжали оказывать значительное влияние на их действия и решения. Социальные нормы, религиозные верования и культурные традиции, основанные не только на рациональных основаниях, но и на эмоциях и чувствах, играли важную роль.
Эмоциональная реакция на изменения: Многие из идей Просвещения вызвали сильные эмоциональные реакции. Реформы в области образования, науки, религии и политики нередко встречали сопротивление и вызывали страсти, как среди сторонников, так и среди противников.
Искусство и культура: В искусстве и культуре того времени также наблюдается сочетание разума и чувств. Классицизм, приверженный гармонии и рациональности, сосуществовал с чувствительным и эмоционально насыщенным романтизмом, который начал зарождаться в конце XVIII века.
Таким образом, хотя эпоха Просвещения и характеризуется увеличением роли разума и науки, утверждение, что человек того времени строил жизнь исключительно по законам разума, было бы излишне упрощенным. Чувства, эмоции, культурные и социальные факторы продолжали играть важную роль в обществе и индивидуальной жизни.