Джон Локк и Томас Гоббс были двумя видными философами, чьи идеи оказали значительное влияние на развитие политической теории в Европе. Несмотря на то что оба они принадлежали к эпохе Просвещения, их взгляды на человеческую природу, общество и роль государства различались.
Томас Гоббс (1588-1679) изложил свои политические взгляды в произведении "Левиафан", опубликованном в 1651 году. Главной идеей Гоббса было утверждение о том, что в естественном состоянии, то есть в условиях отсутствия государственной власти, жизнь человека "одинока, бедна, низка, жестока и коротка". По Гоббсу, из-за естественных страстей людей, таких как страх перед смертью и желание приобретения, общество без государственной власти было бы местом "войны всех против всех" (bellum omnium contra omnes). Чтобы избежать такого хаоса, люди заключают социальный договор, по которому они передают свои права абсолютному правителю (или суверену), который обеспечивает порядок и безопасность. В обмен на это люди отказываются от некоторых своих свобод.
Джон Локк (1632-1704), напротив, предложил более оптимистичный взгляд на человеческую природу и общество в своих работах, включая "Два трактата о правлении" (1689). Локк считал, что в естественном состоянии люди живут в состоянии равенства и независимости, и что у каждого человека есть право на жизнь, свободу и собственность. Он также утверждал, что государство создается посредством социального договора, но его основная функция — защита этих естественных прав. По Локку, любое правительство должно иметь согласие управляемых, и люди имеют право на восстание против правителей, которые нарушают их права.
Эти различия в восприятии человеческой природы и роли государства отражают глубокий философский разлом между двумя мыслителями. Гоббс видел в государстве необходимость для поддержания порядка и предотвращения хаоса, в то время как Локк видел в государстве инструмент для защиты уже существующих естественных прав человека. Влияние этих идей можно видеть в различных политических теориях и практиках, включая формирование конституционного правления и либеральной демократии.