Развитие образования в 16 веке характеризуется рядом значимых изменений и нововведений, которые отражают как технологический прогресс, так и изменения в культурной и социальной сферах. Рассмотрим каждое из предложенных утверждений:
1) Основным материалом для письма была береста.
Это утверждение не соответствует реалиям 16 века. Береста использовалась как материал для письма в более ранние времена, особенно в Древней Руси. В 16 веке основными материалами для письма были бумага и пергамент.
2) Появилось книгопечатание.
Это утверждение верно. Книгопечатание было изобретено в Европе Иоганном Гутенбергом в середине 15 века, и в 16 веке этот процесс значительно распространился по континенту. Это стало важным фактором в развитии образования и культуры.
3) Центрами образования были монастыри.
Это утверждение также верно. В 16 веке монастыри оставались важными центрами образования, особенно в странах, где влияние церкви было велико. Монастыри хранили и копировали рукописи, а также занимались обучением.
4) Была издана специальная книга для обучения грамоте - "часословец".
Это утверждение частично верно, но требует уточнения. В 16 веке действительно издавались различные книги для обучения грамоте, и "Часослов" был одной из таких книг, хотя изначально он был предназначен для богослужений.
5) Обучением детей грамоте занимались только церковники.
Это утверждение не совсем верно. Хотя церковники играли важную роль в обучении, в 16 веке начали появляться светские школы и преподаватели, особенно в городах и университетах.
6) Появились первые учебные заведения - училища.
Это утверждение верно. В 16 веке начали появляться различные формы учебных заведений, такие как гимназии и коллегиумы, особенно в Западной Европе. Они предлагали более систематическое образование и были предшественниками современных школ.
Таким образом, верными утверждениями, характеризующими развитие образования в 16 веке, являются: 2, 3, 4 (с уточнением), и 6.