Открытие горнозаводских и заводских школ в России в XVIII веке было тесно связано с развитием промышленности и необходимостью подготовки квалифицированных рабочих и инженеров для нужд горного дела и металлургии. Этот период в российской истории характеризуется активной государственной политикой в области экономической модернизации и индустриализации, которую особенно продвигал Петр I.
Петр I, стремясь модернизировать Россию, осознавал важность развития промышленного производства, что, в свою очередь, требовало наличия обученных специалистов и рабочих. Горные школы, такие как Таврическая горная школа, основанная в 1701 году, и другие заводские училища появились как раз для того, чтобы обеспечить промышленные предприятия квалифицированными рабочими и инженерами.
Обучение в этих школах включало не только практические навыки работы с металлами и добычи руды, но и теоретические знания в области математики, естественных наук и инженерии. Это было новшеством для России того времени, где ранее образование в основном носило религиозный и гуманитарный характер.
Создание и развитие горнозаводских и заводских школ также способствовало формированию специализированной научно-технической интеллигенции в России, что в последствии сыграло ключевую роль в индустриализации страны. Эти школы стали центрами технического образования, которые подготовили множество выдающихся ученых и инженеров, способствовав технологическому и экономическому развитию Российской империи.
Таким образом, открытие горнозаводских и заводских школ было ключевым моментом в развитии российской промышленности и науки, отражая более широкие социальные и экономические изменения в стране в период её модернизации.